Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Немного Скандинавской Мифологии


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 Happy History

Happy History

    Команда проекта. Администратор раздела колод

  • Хранители порядка
  • 1 306 сообщений

Отправлено 01 Март 2011 - 15:41

Создание мира
Сначала не было ничего: ни земли, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна
черная бездна Гиннунгагап. К северу от нее лежало царство туманов Нифльхейм,
а к югу - царство огня Муспельхейм. Тихо, светло и жарко было в Муспельхейме,
так жарко, что никто, кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там
жить, в Нифльхейме же, напротив, господствовали вечный холод и мрак.
Но вот в царстве туманов забил родник Гергельмир. Двенадцать мощных потоков,
Эливагар, взяли из него свое начало и стремительно потекли к югу, низвергаясь
в бездну Гиннунгагап. Жестокий мороз царства туманов превращал воду этих
потоков в лед, но источник Гергельмир бил не переставая, ледяные глыбы росли
и все ближе и ближе подвигались к Муспельхейму. Наконец лед подошел так
близко к царству огня, что стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма,
смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. И тогда над бескрайними
ледяными просторами из бездны Гиннунгагап вдруг поднялась исполинская фигура.
Это был великан Имир, первое живое существо в мире.
В тот же день под левой рукой Имира появились мальчик и девочка, а от его ног
родился шестиголовый великан Трудгельмир. Так было положено начало роду
великанов - Гримтурсенов, жестоких и коварных, как лед и пламя, их создавшие.
В одно время с великанами из таявшего льда возникла гигантская корова
Аудумбла. Четыре молочные реки потекли из сосков ее вымени, давая пищу Имиру
и его детям. Зеленых пастбищ еще не было, и Аудумбла паслась на льду,
облизывая соленые ледяные глыбы. К концу первого дня на вершине одной из этих
глыб появились волосы, на другой день - целая голова, к исходу же третьего
дня из глыбы вышел могучий гигант Бури. Его сын Бер взял себе в жены
великаншу Беслу, и она родила ему трех сыновей-богов: Одина, Вили и Ве.
Братьям богам не нравился мир, в котором они жили, не пожелали они сносить и
господство жестокого Имира. Они восстали против первого из великанов и после
долгой и жестокой борьбы убили его.
Имир был так огромен, что в крови, хлынувшей из его ран, потонули все
остальные великаны, утонула и корова Аудумбла. Лишь одному из внуков Имира -
Бергельмиру удалось построить лодку, на которой он и спасся вместе со своей
женой.
Теперь уже никто не мешал богам устраивать мир по своему желанию. Они сделали
из тела Имира землю, в виде плоского круга, и поместили ее посреди огромного
моря, которое образовалось из его крови. Боги назвали землю "Митгард", что
означает "средняя страна". Затем братья взяли череп Имира и сделали из него
небесный свод, из его костей они сделали горы, из волос - деревья, из зубов -
камни, а из мозга - облака. Каждый из четырех углов небесного свода боги
свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный - Нордри,
в южный - Судри, в западный - Вестри и в восточный - Аустри. Из искр,
вылетавших из Муспельхейма, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод.
Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать
время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.
Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря
они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня
мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь,
другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые
люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.
Не забыли боги и великанов. За морем, к востоку от Митгарда, они создали
страну Йотунхейм и отдали ее во владение Бергельмиру и его потомкам.
Со временем богов стало больше: у старшего из братьев, Одина, родилось много
детей, они построили для себя страну высоко над землей и назвали ее Асгардом,
а себя Асами, но и об Асгарде и об Асах мы расскажем вам позже, а сейчас
послушайте о том, как были созданы луна и солнце.




АСГАРД И АСЫ

Скандинавские сказания о богах и героях


Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человеческий глаз не может ее увидеть, лежит прекрасная страна бегов Асгард. Тонкий, но прочный мост Бйфрест — люди называют его радугой — соединяет Асгард с землей, но плохо придется тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль Бифреста, это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжет любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться.

"Скандинавские сказания о богах и героях"

Посреди Асгарда подымается вершина исполинского ясеня Игдразиля. Ветви Игдразиля раскинулись над всем миром, а корни лежат в трех странах — Нифльхейме, Йотунхейме и Митгарде. Из-под этих корней бьют чудесные источники. Первый, Гергельмир, находится в Нифльхейме — о нем вы уже слышали, второй течет в Йотунхейме. Это источник мудрости. Грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, зорко стережет его воды и никому не дает из него напиться. Вот почему источник мудрости называют также источником Мимира.

Третий источник, Урд, бьет в Митгарде. Он так прозрачен и чист, что каждый, кто искупается в нем, становится белым, как снег. По вечерам над Урдом густым туманом подымается медовая роса. Она окропляет все цветы на земле, а потом ее собирают пчелы и делают из нее мед.

У источника Урд поселились вещие норны. Здесь стоит их роскошный дворец, в котором они определяют судьбы людей с первого дня их жизни и до самой смерти.

Вершина ясеня Игдразиля называется Лерад. На ней сидит исполинский орел, а по ее ветвям прыгает взад и вперед проказница белка Ротатеск. Около Лерада, на высочайшем месте Асгарда, стоит трон владыки мира и старейшего из богов Одина. С этого трона он видит все, что делается и в Асгарде, и в Митгарде, и даже в далеком Йотунхейме.

Один — отец Асов и мудрейший среди них. Когда-то, еще в молодости, он пришел к великану Мимиру и попросил у него разрешения напиться воды из его источника.

— Ничего не дается даром, а особенно ум, — отвечал великан. — Скажи, что я получу от тебя взамен?

— Все что хочешь, — сказал Один. — Мне ничего не жаль, потому что мудрость дороже всего.

— Тогда отдай мне свой правый глаз, — потребовал Мимир.

Один призадумался, но потом ответил:

— Хорошо, Мимир, я согласен. Умный и одним глазом видит больше, чем глупый двумя.

С тех пор у Одина остался один левый глаз, но зато он испил воды из источника мудрости и для него нет больше тайн ни в настоящем, ни в прошедшем, ни в будущем.

На плечах у владыки мира сидят два ворона: Гугин и Мумин, а у его ног лежат волки Гери и Фреки. Гугин и Мумин каждый день облетают землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегают ее и рассказывают своему хозяину обо всем, что они видели и слышали.

На голове у Одина — крылатый золотой шлем, а в правой руке он держит копье Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадет. Конь отца богов, восьминогий серый жеребец Слейпнир, может скакать не только по земле, но и по воздуху. Владыка мира часто объезжает на нем землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Один любит ходить и пешком. Под видом бедного странника, в старой широкополой шляпе и таком же старом синем плаще, он бродит по свету, и плохо бывает тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога.

"Скандинавские сказания о богах и героях"

Дворец Одина, Валгалла, самый большой и красивый в Асгарде. В нем пятьсот сорок просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие в битве с врагом. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день режут и варят и который на следующее утро вновь оживает точно таким же, как и был, и пьют крепкое, как старый мед, молоко козы Гейдрун, которая пасется у вершины ясеня Игдразиля, обгладывая его ветви и листья, и дает столько молока, что его хватает на всех жителей Асгарда.

Только старейший из Асов, Один, не нуждается в пище: он никогда не ест, а живет лишь тем, что пьет мед или брагу.

Кроме Одина, в Асгарде живут еще двенадцать богов-Асов.

Первым из них по праву считается старший сын Одина, бог грома Тор, могучий рыжебородый богатырь. Он не так мудр, как его отец, но зато во всем мире нет никого равного ему по силе, как нет на земле человека, который бы смог перечислить все его подвиги. Тор — сын богини земли Йорд. Он покровительствует крестьянам-хлебопашцам и зорко охраняет их дома и поля от нападений злобных великанов Гримтурсенов. Недаром люди говорят, что, если бы не было Тора, великаны уничтожили бы весь мир.

Бог грома велик и тяжел, и его не может выдержать ни одна лошадь, а поэтому он или ходит пешком, или ездит по небу в своей окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами: Тангиостом и Тангризниром. Они быстрее ветра, быстрее даже восьминогого жеребца Одина мчат своего хозяина через моря, леса и горы.

У Тора есть волшебный пояс, который в два раза увеличивает его силу, на руках у него толстые железные рукавицы, а вместо копья, меча или лука он носит тяжелый железный молот Мйольнир, разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы.

Тор редко бывает в Асгарде; он дни и ночи сражается на востоке с великанами. Но, когда Асам угрожает опасность, им стоит только произнести вслух его имя, и бог грома сейчас же является на помощь.

Младшего брата Тора, сына Одина и богини Фриг, зовут Бальдр. Он так красив и чист душой, что от него исходит сияние. Бальдр — бог весны и самый добрый среди Асов. С его приходом на земле пробуждается жизнь и все становится светлее и краше.

Бог войны Тир, сын владыки мира и сестры морского великана Гимира, — третий из Асов после Одина и храбрейший среди них. У него одна левая рука, так как правую он потерял, спасая богов от одного страшного чудовища — от какого, вы узнаете потом, — но это не мешает Тиру быть искусным воином и принимать участие в сражениях.

Хеймдалль — его называют также Мудрым Асом — верный страж радужного моста. Он видит и днем и ночью на расстоянии ста миль и слышит, как растет трава в поле и шерсть на овцах. Мудрый Ас спит меньше, чем птицы, и сон его так же чуток, как у них. Его зубы из чистого золота, а у его пояса висит золотой рог, звуки которого слышны во всех странах мира.

"Скандинавские сказания о богах и героях"

Браги — бог поэтов и скальдов. Никто не умеет так хорошо слагать стихи и песни, как он, и всякий, кто хочет стать поэтом, должен просить его покровительства.

Год, или слепой Ас, так же как Тир, Хеймдалль и Браги, сын Одина. Он обладает огромной силой, но никогда не покидает Асгард и редко выходит из своего дворца.

Бога Видара зовут Молчаливым Асом, так как он не любит говорить, несмотря на то что очень мудр и храбр. Молчаливый Ас — сын Одина и великанши Грид — почти так же могуч, как и бог грома Тор.

Вали лучше всех владеет оружием и в сражениях не уступает самому Тиру, но он плохой советчик и не очень мудр.

Пасынок Тора, Улль, — замечательный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, как бы далека и мала она ни была. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди.

Бог Нйодр — не Ас. Он происходит из рода духов Ванов, о которых вы услышите позже. Он покровительствует мореплаванию, и ему подвластны ветры и море. Нйорд богаче всех Асов и, как и все Ваны, очень добр.

Его сын Фрейр, бог лета, мало уступает в красоте самому Бальдру и так же добр, как и его отец Нйодр. Фрейр посылает людям богатые урожаи. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами.

Последний из богов, бог огня Локи, не Ас и не Ван. Он происходит из рода великанов, но Асы уже давно разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Локи высок ростом, смел и красив, но он очень зол и коварен. Своими проделками и шалостями он часто подвергал Асов большим опасностям, из которых потом выручал их своей изворотливостью и сообразительностью. От бога огня всегда можно ждать и плохого и хорошего, и поэтому никто не может на него положиться.

Над живущими в Асгарде богинями по праву царствует жена Одина, богиня Фригг. Она столь же мудра, как и владыка мира, но никогда не говорит о том, что знает. Подобно своему мужу, Фригг часто спускается на землю и, переодетая, бродит среди людей, внимая их горестям и заботам.

Дочь Нйодра и сестра Фрейера, богиня любви Фрейя — ее называют также Ванадис, потому что она из рода Ванов, — первая в Асгарде после Фригг. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Бризингамен, а когда она плачет, из ее глаз капают золотые слезы.

Жена Браги, нежная и кроткая Идун, — богиня вечной юности. Она скромна и тиха, но без нее Асов уже давно не было бы в живых. У Идун есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная; она никогда не пустеет, так как взамен каждого вынутого яблока в ней сейчас же появляется новое.

"Скандинавские сказания о богах и героях"

Богиня Эйр — покровительница врачей. Она излечивает все болезни и раны.

Мать Тора, Йорд, — богиня земли, а его жена, Сиф, — богиня плодородия. Красотой Сиф уступает лишь Фрейе, а таких волос, как у нее, нет ни у кого в мире.

Богиня Лефн освящает браки между людьми; богиня Син охраняет их дома от воров, а Сйофн старается, чтобы они жили мирно и дружно.

Богиня истины Вар выслушивает и записывает клятвы людей, а богини Фулла, Сага, Глин и Гна прислуживают Фригг и выполняют ее поручения.

Кроме богов и богинь, в Асгарде живут прекрасные девы-воительницы — валькирии. Их предводительница — богиня Фрейя. Валькирии невидимо принимают участие в каждой битве, даруя победу тому, кому ее присуждают боги, а потом уносят павших воинов в Валгаллу и там прислуживают им за столом.

Так устроен Асгард, и таковы его жители. А теперь, когда вы знаете всех Асов, послушайте рассказы об их замечательных делах. О том, что случалось с богами раньше, о том, что с ними будет в последний день мира. О подвигах могучего Тора, о проделках коварного бога огня и о его страшных детях.



<a href="http://www.e-reading...abel7">Источник
  • 0

#2 Happy History

Happy History

    Команда проекта. Администратор раздела колод

  • Хранители порядка
  • 1 306 сообщений

Отправлено 01 Март 2011 - 15:45

Мировое дерево Во многих мифологиях центром мира, где сходятся земля и небо, считается гора, подобная греческому Олимпу, — на ее вершине обитают боги. В скандинавской мифологии небо и землю, помимо моста-радуги, соединяло гигантское дерево — ясень Иггдрасиль. Пророчица вёльва называет его «древом меры» или «древом предела» и вспоминает те времена первотворения, когда оно еще не проросло. Возле него и расположено главное святилище асов. Об Иггдрасиле рассказывает любознательному Гюльви Равновысокий: «Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг». Кажется, что этот текст окончательно запутывает читателя, который хочет разобраться в скандинавской мифологической картине мира: ведь корни дерева, с уходящей в небо кроной, должны быть в преисподней. Здесь же получается, что один тянется одновременно в бездну и Ётунхейм — северную страну инеистых великанов, а другой вообще на небо или к центру мира — к асам.

В одной из мифологических песен «Старшей Эдды» — «Речах Гримнира» — сам Один под видом старика Гримнира является на пир к тому конунгу, которого его жена Фригг обвиняла в скупости, и там рассказывает об устройстве мифологической вселенной и мировом древе. В его описании у Иггдрасиля также три корня растут в трех направлениях: под одним располагается загробный мир — преисподняя Хель, под другим обитают великаны, под третьим — люди. Если люди оказываются под корнем мирового дерева, значит, это дерево вообще перевернуто вверх корнями... В этом образе перевернутого дерева нет ничего необычного — так действительно использовали деревья в качестве колонн, подпиравших потолок жилища (такое дерево описано в «Саге о Вёльсунгах» — героях скандинавского эпоса). Но даже если представить себе, что космический ясень подпирает своими корнями небосвод, остается неясным, как они могут тянуться и до преисподней.

Здесь нам придется вспомнить о значении мифологической символики и о числе три, оно часто встречалось нам в переселенческих сказаниях германских народов. Земля делилась в них на три части тремя вождями; три бога — Один, Вили и Be — создают всю землю; земля в представлениях древних и средневековых географов — в том числе Снорри Стурлусона — делится на три части, три континента... Этому делению земли соответствует мифологическое деление вселенной на три части — небо, землю и преисподнюю. Мифологическое сознание пыталось совместить горизонтальное деление с вертикальным — это было необходимо, чтобы совместить, сделать единым мир богов и мир людей, чтобы созданная богами вселенная не распалась. Поэтому столь странно, на современный взгляд, простираются корни мирового древа — древо предела прорастает так, чтобы охватить и объединить все пределы мира, «все миры» скандинавской мифологии. Древняя вльва, которую пробудил Один для пророчеств, помнит древо предела еще не проросшим (или расположенным в преисподней) и не три, а целых девять корней и девять миров...

Корень мирового ясеня, который простирается к инеистым великанам, наделен особым значением для богов и людей. Инеистые великаны — первые разумные существа, появившиеся в мире, и им доступна изначальная мудрость — знание о происхождении мира. Этой мудрости ищет не только любознательный Гюльви Танглери, ее добивается и сам Один. Изначальная мудрость была скрыта в источнике, текущем из-под корня мирового древа в земле великанов, и им обладал мудрейший из них — Мимир (это имя родственно разным индоевропейским словам со значением «память»). Сам Всеотец Один явился туда и попросил дать ему напиться из источника, но за знания нужно было платить, и Мимир потребовал у бога его глаз в залог. Великан получил часть всевидения бога — он скрыл глаз в источнике мудрости, Один — всеведение первых существ.

Этот обмен ценностями между богами и великанами пронизывает всю скандинавскую мифологию и соединяет все миры, подобно корням мирового дерева. Но в этом обмене уже чувствуется нечто роковое и «нечистое». Дело в том, что одноглазые существа в мифах народов мира — это, как правило, не боги, а злобные демоны, нечистая сила (вроде русского Лиха одноглазого). Конечно, сам Один не был чужд демонических свойств — он был богом битв и бури, божеством неистовства в явлениях природы и в человеческих конфликтах. Но кривизна этого бога была признаком исходной ущербности, неполноценности того мира, владыкой которого он стал, убив со своими братьями первого великана. Ясеню Иггдрасилю грозили беды от хтонических монстров, грызущих его корни, — мир богов также был изначально нестабилен, он был подвластен року, судьбе, и об этом напоминал богам другой источник, что протекал у корня мирового древа на небе.

Этот источник звался Урд — его имя и означало «Судьба», «Рок». В этом источнике обитают три девы: первая носит то же имя Судьбы, Урд, вторая именуется Вердандичто значит «Становление», третья — Скульд , «Долг, Обязанность». Вместе с тем их имена означают неизбежность течения времени: имя Урд означает свершившееся, прошедшее время, Верданди — настоящее, Скульд — неизбежное будущее. Это — девы судьбы или норны, подобные греческим мойрам. Схожие с ними многочисленные женские божества или духи, которые также называются норнами или дисами, приходят к каждому новорожденному младенцу и наделяют его судьбой — доброй или злой, в зависимости от характера самого божества. Они и происходят от разных мифологических существ — одни от богов, другие от карликов (карлов, цвергов), третьи — от альвов, духов природы, наименование которых напоминает об эльфах европейских сказок и легенд. Но главные норны определяют судьбы всего мира, воплощают его прошлое, настоящее и будущее. Их происхождение таинственно, как таинственно многое, что восходит к началу времен. В некоторых песнях «Старшей Эдды» три благие девы, витающие над миром, происходят от великанов; некие три великанши явились к богам, и это стало концом золотого века, но были ли эти великанши норнами — неясно. Мировое же дерево, растущее у источника норн, не только соединяет все миры в мифологическом пространстве, оно связует прошлое и будущее. Это мифическое время — время, отмеряемое чередованием дня и ночи, светилами, передвигающимися по небосводу в своих колесницах, — кажется безразличным к судьбам мира и человека. Это время космических циклов, время вечного повторения. Но это не так. Будущее предначертано и миру, и богам, и человеку. Это их судьба — будущее оказывается одновременно и прошлым, предопределившим грядущую судьбу. Знают о судьбах мира и его конце древние великаны и вёльвы-провидицы, обитавшие в начале времен, или норны, обитающие у начала всех миров, у корней ясеня Иггдрасиль. В судьбах, в том числе и смерти человека, сведущи те же норны, которые присутствуют при его рождении.

В верованиях многих народов души еще не рожденных младенцев обитают в ветвях мирового дерева. Древо судьбы было и родословным древом. Исландский скальд Эгиль Скаллагримсон в своей песни «Утрата сыновей» сравнивает погибшего сына с ясенем, выросшим из его рода и рода его жены, и взятым Гаутом-Одином в мир богов — к родным душам. Умершие возвращались в мир предков, к мировому дереву.

Судьбы всех существ решаются у мирового древа и воплощения всех миров сходятся у его ствола, в кроне и у корней. В его ветвях обитает огромный мудрый орел, меж глаз которого сидит ястреб; белка Грызозуб снует вверх и вниз по его стволу — она переносит бранные слова, которыми обмениваются дракон Нидхёгг и орел. Четыре оленя объедают его листву, а в «Старшей Эдде» упоминается еще множество змей, грызущих вместе с Нидхёггом его корни, а ствол ясеня подвержен гнили. Поэтому норны должны ежедневно поливать ясень из источника Урд и даже удобрять его — воду они черпают вместе с грязью, что покрывает берега. Вода этого источника священна — что ни попадает в нее, становится белым. Она настолько живительна, что ясень остается вечнозеленым. «Древо жизни вечно зеленеет», писал Гете в Фаусте, продолжая эту древнюю германскую традицию.

Роса, стекающая с Иггдрасиля на землю, — медвяная, ею кормятся пчелы и собирают нектар. В источнике плавают два чудесных лебедя. Лебеди — волшебные птицы, в которых любили превращаться божественные девы и спутницы Одина валькирии. Весь же бестиарий — животный мир, который связан с мировым деревом, воплощает все сферы мироздания и их взаимосвязь: орел (и ястреб) обитают в поднебесье, но ищут добычу на земле, дракон — чудовище преисподней, но благодаря крыльям может достигать небес, лебеди — водоплавающие птицы; четыре оленя также воплощают четыре стороны света, как и карлики, сидящие на краю земли.

«Древо предела», растущее в центре мира и соединяющее все миры скандинавской мифологии, достигает своей кроной Вальхаллы, чертога Одина, расположенного в божественном граде Асгарде. Тут мы начинаем понимать, почему Асгард оказывается одновременно и на небе, и в центре мира: ведь его пронизывает мировое дерево. В Вальхалле оно именуется Лерад — «Укрытие». На крыше Вальхаллы стоит коза Хейдрун и щиплет листья ясеня, поэтому из ее вымени течет хмельной мед и наполняет каждодневно большой жбан, так что хватает напиться допьяна пирующим в зале Одина. Иггдрасиль — действительно питающее волшебным напитком медвяное Древо жизни. Целая роща волшебных деревьев растет в Асгарде у ворот Вальхаллы. Она именуется Гласир — «Блестящая», потому что все листья там из красного золота.

Кроме козы на крыше Вальхаллы стоит еще и олень Эйктюрнир — «С дубовыми кончиками рогов»; он также поедает листья, и с его рогов каплет столько влаги, что она, стекая вниз, наполняет поток Кипящий Котел, из которого берут начало двенадцать земных рек. Олень — священное животное, связанное с мировым деревом в самых разных мифологиях мира; эта связь бросалась в глаза творцам древних мифов не только потому, что олени питаются ветвями деревьев, но и потому, что их рога сами напоминают дерево. Рогам Эйктюрнира не случайно приписывались «дубовые кончики» — мы можем заподозрить, что сам олень в недошедшем до нас германском мифе выступал в качестве мирового дерева — ведь с его рогов начинались все мировые воды. В поздней исландской «Песни о солнце», написанной уже в христианскую эпоху, но в традициях языческой поэзии скальдов, говорится о солнечном олене, ноги которого стояли на земле, а рога касались неба.

Заметим, что не только змеи — хтонические существа преисподней, олени, воплощающие земной мир, и птицы — небесные создания в кроне мирового дерева, но и мифологические числа, связанные с мировым деревом и окружающими его существами, имеют особый смысл. Три рода животных, воплощающих три сферы мироздания, четыре оленя — четыре стороны света, двенадцать рек, текущих от мирового древа, и двенадцать богов, собирающихся на свой священный тинг под его кроной, — это не просто количественные параметры Иггдрасиля. Разгадать значение этих Цифр помогает русская загадка о мировом дереве: «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц, семь беленьких да семь черненьких». Двенадцать гнезд — это двенадцать месяцев, четыре синицы — это четыре времени года, яйца — семь дней и семь ночей в неделе. Мировое Дерево в разных мифологиях воплощало не только пространство, но и время, Иггдрасиль соединял не только все миры — он был средоточием времени, соединял прошлое и будущее.

Прошлое и будущее встречалось у корней мирового древа, у источника норн. Но мифологическое время — особое время, когда будущее — судьба богов — уже известно и присутствует рядом с настоящим. Мифологическая история одновременно и завершена — ведь она уже рассказана в мифах — и открыта для будущего. Поэтому странные вещи случаются порой с мифологическими персонажами.

Один из них — Мировой змей Ёрмунганд — был порожден на свет тогда, когда творение уже завершилось. Злобный ас Локи стал отцом этого и других чудовищ, которые в конце времен атакуют Асгард и истребят древних врагов. Змей этот так вырос, что смог уместиться лишь в мировом океане, где он кольцом окружает землю, кусая собственный хвост. Поэтому он и называется Мидгардсорм — Змей Мидгарда, или Пояс мира. Но у него есть и другое название, Ёрмунганд, что означает «великий посох». Что общего между «посохом» и «поясом»?

Мы терялись бы в догадках, если бы историки не знали, что у соседей скандинавов — саксов, долго придерживавшихся языческих верований, была почитаема священной роща, что звалась Ирминсул. Там они поклонялись столпу, именуемому Ирмин, — ему оказывали особые почести по случаю побед, и хронист Видукинд отождествляет его с римским Марсом. Это значит, что столп — или священная колонна саксов — был связан с культом германского бога неба и войны Тиваца: у скандинавов он назывался Тюр. С именем Ирмин-Гермин связывают и название германского народа гермионы (ведь и в скандинавских мифах первая человеческая пара была сотворена из деревьев).

Но название этой колонны — Ирмин — родственно тому имени Мирового змея, которое и означало «великий посох» или столп — Ёрмунганд. Значит, Мировой змей был связан с мировым древом и даже был одной из его ипостасей: ведь это древо должно было объединять горизонтальное и вертикальное пространства. Ведь и сам Один, непосредственно связанный с мировым деревом — однажды он пригвоздил себя к нему копьем, — среди прочих прозвищ носил имя — Посох богов. Лишь когда в скандинавской мифологии возобладали эсхатологические мотивы — пророчества о конце света, — тогда этот змей стал по преимуществу враждебным миру чудовищем. Но и в конце времен этот змей будет связан с мировым древом: когда он поползет на сушу, то есть нарушит порядок космоса, ясень Иггдрасиль — мировая ось — содрогнется.

Ясень Иггдрассиль проростает сквозь девять миров.
Изображение

В северной традиции существуют 9 миров( планов бытия). Ниже приводятся описания этих миров. (Асгард, Лайтальфхейм, Муспельхейм, Ванахейм, Мидгард, Йотунхейм, Нифельхейм, Свартальфхейм, Хель)
Изображение

Асгард
Обитель богов, Духа, но и наиболее сокровенная часть человеческой сущности. Ключевая руна- Гифу ( Гебо ).

Лайтальфхейм (Альфхейм)
Место просветления, где властвует Разум. Это царство интеллекта и воображения. Это наша ментальная Вселенная. Царство эльфов. Ключевая руна- Сол ( Соулу/ Зиг ), потенциал солнечной энергии, позволяющий воспринимать скрытое.

Мидгард
Срединная земля. Это наша повседневная реальность, где все аспекты нашего целостного бытия- физический, духовный, ментальный и энергетический- находятся в динамическом равновесии, воздействуя друг на друга. это царство рассудка, эмоций, где властвует Время и обитает временное "я" человеческой личности. Здесь в равных количествах присутствуют такие сила как "добро" и "зло" и каждый поступок совершается в результате выбора или молчаливого согласия. Мидгард- место обитания человечества. Ключевой руной Мидгарда является Яра ( Йер ), связанная со стихией земли. Ее основное свойство заключается во "вращении" времени, поскольку эта сила управляет сменой времен года. Она выражается в постепенных переменах и развитии. ясно указывая на истинную цкль нащей земной жизни-это период для развития всех аспектов нашего целостного существа ради совершенства Духа

Муспельхейм
Обитель огня, царство страсти. Мифические существа, ассоциирующиеся с этим царством- турсы. Они имеют огромный возраст и владеют как преображающей, так и разрушающей силой. Ключевая руна- Дагаз- сила преображения и трансформации.

Ванахейм
Обитель ванов-разумных сил, управляющих органическими процессами и природным изобилием, поэтому Ванахейм иногда назывался "местом мира и изобилия". Его ключевая руна- Инг ( Ингваз ) - энергия зачатия и органического роста, плодородие.

Йотунхейм

Обитель гигантов- Йотунов, наделенных исполинской силой. Это царство интеллекта и воображения- и то и другое обладает устрашающей мощью. Ключевая руна- Нид ( Науд/Наутиз )- руна нужды и необходимых перемен..

Нифельхейм
Обитель льда, снегов и туманов. Место иллюзий, где внешние формы находятся в соответствии с внутреннй сущностью наблюдателя. Оно обладает магнетической силой, втягивающей в себя, как "черная дыра" во Вселенной. Утверждалось, что в Нифельхейме рождается вода. Туман- это вода в парообразном состоянии, а вода обладает способностью затвердевать в виде льда, поэтому здесь подразумевается состояние между осязаемым и неосязаемым. Ключевая руна- Исс ( Иса ) - руна льда.

Свартальфхейм
Царство гномов (карликов, цвергов). В северной мифологии гномы- своеобразные двойники эльфов, но СОЗИДАЮЩИЕ. Гномы олицетворяют творческое начало Нижнего Мира. Свартальфхейм- царство становления, где будущее формируется из мыслеобразов настоящего; оно ассоциируется с подсознательной активностью. Это царство представляет уровень сознания, соответствующий подсознательному аспекту Разума, слуги сознательного "Я". Ключевая руна-Эйваз

Хель
Обитель умерших. Царство покоя, неподвижности и инерции. Обитель импульсов и инстинктов, где нахожится сущность физического тела- телесное "я". В дохристианской северной религии Хел имел двойственную природу. Его олицетворением была богиня Хель, которая, с обной стороны изображалась как труп, а с другой- как прекрасная, желанная женщина. Один аспект божества указывал на вход в гробницу, а другой- на вход в женское чрево. Все умершее возраждается в следующем цикле бытия. Ключевая руна- Хагал (Хагалас)- преображающая сила, сила разрушения.



Источник: http://neogans.by.ru/viking.htm
  • 0

#3 Happy History

Happy History

    Команда проекта. Администратор раздела колод

  • Хранители порядка
  • 1 306 сообщений

Отправлено 01 Март 2011 - 17:00

Олег Шапошников

Пути по мостам Мирового древа

Изображение

Мосты Мидгарда

Муспельхейм – Мидгард

Мост Муспельхейм – Мидгард, управляемый руной Fehu:
От Муспельхейма в Мидгард - новые начинания, успех в работе, карьере, в бизнесе, в финансовой сфере, финансовое и материальное благополучие, приобретение собственности. Муспельхейм – максимум свойств и энергии для реализации в данной сфере. Мидгард – минимум свойств, максимум реализации. Двигаясь от Муспельхейма в Мидгард человек реализует свои свойства и энергию в конкретном воплощении. От Мидгарда в Муспельхейм – затраты в материальном и финансовом плане. Нужно набрать энергию, восстановить свойства и качества. Если человек движется из Муспельхейма в Мидгард и потом снова идет в Муспельхейм, то материальный и финансовый результат реализации в Мидгарде должен превышать последующие затраты на возвращение в Муспельхейм. Если это не происходит, то возникает ситуация банкротства, финансового краха.

Мост Муспельхейм – Мидгард, управляемый руной Eihwaz:
От Муспельхейма в Мидгард – улучшение ситуации, позитивные изменения, толчок для рождения нового, активная оборона, благотворительность, защита, спасение. Муспельхейм – максимум свойств и энергии. Мидгард – минимум свойств и энергии и максимум результата. Двигаясь от Муспельхейма в Мидгард человек реализует свои свойства и энергию в конкретном воплощении. От Мидгарда в Муспельхейм – ухудшение ситуации, негативные изменения, отсутствие защиты, уход из реальной жизни, взятие чьей-то жизни (убийство). Человек принимает на себя это, чтобы набрать нужные свойства и нужную энергию. Например, человек принимает некий негатив, чтобы оказаться в Муспельхейме и потом вернуться в Мидгард для внесения позитива в некую ситуацию. Или, например, человек забирает чью-то жизнь, чтобы спасти кого-то.

Комбинации:

  • Движение Муспельхейм – Мидгард как Fehu. И возвращение в Муспельхейм как Eihwaz. Преступление для поддержания благосостояния или бизнеса. Нежелание нести обычные затраты.
  • Движение Муспельхейм – Мидгард как Eihwaz. И возвращение в Муспельхейм как Fehu. Спасение, внесение позитивных изменений, но дальнейший расчет за это из своего кармана.
  • Движение Мидгард – Муспельхейм как Fehu. И возвращение в Мидгард как Eihwaz. Благотворительность, обеспечение некого замысла за свой счет.
  • Движение Мидгард – Муспельхейм как Eihwaz. И возвращение в Мидгард как Fehu. Преступление с целью создания благосостояния или организации, создания бизнеса.
Нифельхейм – Мидгард

Мост Нифельхейм – Мидгард, управляемый руной Othala:
От Мидгарда в Нифельхейм – создание семьи по социальным условиям. Брак по расчету. Мидгард – максимум расчета, Нифельхейм – минимум расчета, максимум чувств (причем чувства тут могут быть самые различные). От Нифельхейма в Мидгард – создание семьи на основе любви, приворота, создание семьи с целью получения защиты (в том числе и как защита системы), создание семьи как некое авторитарное или революционное действие. При движении в Мидгард данные цели и задачи постепенно утрачиваются и приобретаются социальные приоритеты.

Мост Нифельхейм – Мидгард, управляемый руной Isa:
От Мидгарда в Нифельхейм – уход на покой, остановка деятельности. Нифельхейм – максимум остановки. От Нифельхейма в Мидгард – обратный процесс. Но при этом в деятельность вносится результат внутренней работы, проделанной в период остановки деятельности.

Комбинации:

  • Движение Мидгард – Нифельхейм как Isa. И возвращение в Мидгард как Othala. Человек останавливает активную деятельность и потом на основе каких-то чувств создает семью.
  • Движение Мидгард – Нифельхейм как Othala. Возвращение в Мидгард как Isa. Брак по расчету распадается.
  • Движение Нифельхейм – Мидгард как Isa. И возвращение в Нифельхейм как Othala. Человек становится активным в социуме и создает семью по некому расчету.
  • Движение Нифельхейм – Мидгард как Othala. И возвращение в Нифельхейм как Isa. Брак по любви не выдержал испытания социумом.
Ванахейм – Мидгард

Мост Ванахейм – Мидгард, управляемый руной Uruz:
От Ванахейма в Мидгард – человек с максимум энергии работает в социуме, отдавая энергию. Ванахейм – максимум энергии. Мидгард – минимум энергии. Поэтому нужно возвращается в Ванахейм, чтобы набрать энергию. От Мидгарда в Ванахейм – человек набирает энергию.

Мост Ванахейм – Мидгард, управляемый руной Perthro:
От Ванахейма в Мидгард: Реализация в социуме половым путем. Позитив – как мать, как отец. Негатив – как сексуальный инструмент. Ванахейм максимум половых возможностей, минимум реализации в социуме подобным путем. Мидгард – максимум реализации. От Мидгарда в Ванахейм – рождение ребенка. Либо восстановление детородных функций, уход от сексуального инструмента.

Комбинации:

  • Движение Мидгард – Ванахейм как Uruz. Набор энергии. Движение назад как Perthro. Реализация в качестве будущего отца ребенка, или как сексуального инструмента для реализации в социуме сексуальным путем. Характерно для мужчины.
  • Движение Мидгард – Ванахейм как Perthro. Выход из состояния сексуального инструмента. Набор энергии Uruz и реализация в социуме на основе труда. Характерно как для мужчины, так и для женщины.
  • Движение Ванахейм – Мидгард как Uruz. Реализация в социуме на основе труда. Но идет возвращение в Ванахейм как Perthro. Брак, заключенный на социальной основе, секс для зачатия ребенка. Характерно как для мужчины (правда, в большей степени), так и для женщины.
  • Движение Ванахейм – Мидгард как Perthro. Реализация на сексуальной основе. И возвращение в Ванахейм с набором энергии Uruz. Характерно для женщины. Женщина становится сильной, мужеподобной.
Йотунхейм – Мидгард

Мост Йотунхейм – Мидгард, управляемый руной Jera:
От Йотунхейма в Мидгард – реализация в социуме как «винтик» социума. Йотунхейм – максимум интеллекта, гармонии, Ванахейм – максимум реализации. От Мидгарда в Йотунхейм развитие интеллекта, обретение внутренней гармонии.

Мост Йотунхейм – Мидгард, управляемый руной Dagaz:
От Йотунхейма в Мидгард – реализация творческого замысла, прорыв в социальном плане с помощью интеллекта. От Мидгарда в Йотунхейм – фантазии, выход из социума, прорыв в интеллектуальном плане.

Комбинации:

  • Движение Мидгард - Йотунхейм как Jera. Возвращение в Мидгард как Dagaz. Развитие интеллекта, обретение внутренней гармонии с последующей реализацией созданного творческого замысла в социуме.
  • Движение Мидгард – Йотунхейм как Dagaz. Возвращение в Мидгард как Jera. Фантазии, выход из социума. Интеллектуальные изыскания и возвращение в социум как «винтик» социума. Тут, например, идет превращение работника физического труда в работника умственного труда.
  • Движение Йотунхейм – Мидгард как Jera. Возвращение в Йотунхейм как Dagaz. Человек пытался реализоваться в социуме как работник умственного труда, но его фантазии снова «выбросили» его из социума.
  • Движение Йотунхейм – Мидгард как Dagaz. Возвращение в Йотунхейм как Jera. Попытка реализации замысла в существующей реальности. Но не хватило системных знаний. И человек возвращается к работе над творческим замыслом.

Мосты Свартальфхейма

Мост Свартальфхейм – Ванахейм. Руна Berkano
Женская руна. Женские свойства и качества. Женская энергетика. Женщина-мать. Женщина – хранительница очага. Движение к Свартальфхейму – набор свойств Berkano (максимальные свойства - в Свартальфхейме). Движение к Ванахейму – реализация свойств Berkano в физической реальности (Ванахейм – максимум реализации, минимум свойств).

Мост Свартальфхейм – Йотунхейм. Руна Sowilo
Движение к Свартальфхейму – увеличение самоуважения, гордости, стремления к успеху, к победе (максимальные свойства в Свартальфхейме). Движение к Йотунхейму – реализация вышеуказанных свойств, стремлений с помощью интеллекта, реализация в интеллектуальном плане под действием честолюбия, стремления к успеху.

Мост Свартальфхейм – Муспельхейм. Руна Tiwaz
Руна Воина. Максимальные свойства, качества в Свартальфхейме. Набор свойств – это движение к Свартальфхейму. Движение к Муспельхейму – реализация свойств воина в активной деятельности. Максимум энергии для этого. По мере реализации – свойства уменьшаются.

Мост Свартальфхейм – Нифельхейм. Руна Algiz
Защита Системы, но и вхождение в Систему, и соответствие Системе. Свартальфхейм – максимальная защита Системы (минимум соответствия). Нифельхейм – соответствие Системе (максимальное соответствие) и как результат дальнейшая ориентация на требования Системы.





Мосты Альфхейма

Мост Альфхейм – Ванахейм. Руна Nauthiz
Движение к Альфхейму – набор свойств Nauthiz (способность действовать в трудных условиях, в жесткой обстановке, в условиях отсутствия свободы). Движение к Ванахейму – реализация свойств в физической реальности (максимум реализации, минимум свойств).

Мост Альфхейм – Йотунхейм. Руна Wunjo
Руна радости и счастья. Способность к счастью и радости. Движение в Альфхейм – набор свойств. Движение в Йотунхейм – преобладание радости и счастья в сознании, уход в состояние радости и счастья.

Мост Альфхейм – Муспельхейм. Руна Hagalaz
Отработка ошибок, расплата за ошибки и неверные действия. Жесткая структуризация. Избавление от вредного, отжившего, устаревшего и ненужного. Движение к Альфхейму – процесс личной отработки, личного очищения. Внутренний процесс. Движение к Муспельхейму – проведение структуризации, очищения, наказание виновных, и так далее. Тут процесс направлен вовне.

Мост Альфхейм – Нифельхейм. Руна Gebo
Любовь, партнерство. Движение к Альфхейму – набор качеств, свойств для осуществления партнерства, способности любить. Движение к Нифельхейму – реализация в любви, в партнерстве.





Мосты Хел

Мост Хел – Ванахейм. Руна Ingwaz
Мужская энергетика. Потенция. Сексуальность. Плодовитость. Свартальфхейм – максимум свойств. Движение к Свартальфхейму – набор свойств. Движение к Ванахейму – реализация свойств в физической реальности (максимум реализации, минимум свойств).

Мост Хел – Йотунхейм. Руна Mannaz
Руна самопознания, интеллекта, логического мышления, творческой деятельности. Руна Эго. Движение к Хел – набор свойств. Движение к Йотунхейму – творческая, интеллектуальная реализация, реализация Эго.

Мост Хел – Муспельхейм. Руна Laguz
Руна женщины-амазонки. Изменчивость, способность приспосабливаться, преодолевать препятствия, преодолевать обстоятельства, преодолевать себя, бороться со страхами и опасениями. Текучесть воды. Энергия воды. Интуиция, предвидение. Движение к Хел – набор свойств. Движение к Муспельхейму – реализация свойств в активной деятельности.

Мост Хел – Нифельхейм. Руна Ehwaz
Магические способности, и способность действовать нестандартными методами, реализуя свое Намерение. Способность действовать как таран, способность мчаться во весь опор, подминая пространство копытами Коня. Движение к Хел – набор свойств. Хел – максимальные свойства. Движение к Нифельхейму – реализация свойств.





Мосты Асгарда

Мост Асгард – Ванахейм. Руна Kenaz
Озарение. Свет. Познание. Обучение. Энтузиазм. Движение к Асгарду – набор свойств. Движение к Ванахейму – реализация свойств в физической реальности.

Мост Асгард – Йотунхейм. Руна Ansuz
Руна Одина. Руна Бога. Познание божественного. Религиозность. Движение к Асгарду – Путь к Богу, набор соответствующих свойств. Движение к Йотунхейму – реализация божественных устремлений в сознании и потом через сознание в реальности.

Мост Асгард – Муспельхейм. Руна Raidho
Руна Пути, следования истинному Пути. Миссия. Движение к Асгарду – набор свойств. Движение к Муспельхейму – активное выполнение миссии, непреклонное следование по своему истинному Пути.

Мост Асгард – Нифельхейм. Руна Thurisaz
Борьба с хаосом. Разрушение отжившей системы, революция. Движение к Асгарду – набор соответствующих свойств. Движение к Нифельхейму – реализация свойств.


Copyright © 2009 Oleg Shaposhnikov


  • 0