Порядок букв в огаме уникален и отображает скорее всего ирландскую традицию, понимание которой утрачено. Расположение букв в огаме, как и в руническом алфавите, гнездовой. Буквы здесь группируются по четырем aicme (группам растений). Каждая буква насчитывает от 1 до 5 infis (веточек). То, что гласные помещены отдельно от согласных в конце алфавитного ряда, может свидетельствовать об изначально консонантном или буквенно-мнемоническом характере огама. Каждая буква – fed, или fid (дерево) имела свое название – графоним, точнее дрионим, поскольку обозначала наименование дерева или кустарника. Большинство графонимов огама настолько архаично или искажено, что их можно отнести к качеству особых лексем.
Для передачи дифтонгов и некоторых заимствованных звуков в более поздний период появилась форфеда (дополнительные знаки). Первые два знака форфеды – свастика и круг – непреходящие элементы мистической геометрии. Последний, пятый знак этой группы – «решетка» символизирует «ткань жизни» и весь алфавит огама, составленный из вертикальных и горизонтальных линий. Форфеда напоминает пиктограммы. Эти знаки обогатили английские руны, доведя их количество до 33.
Более древний порядок букв в огаме называется бетхе-луис-ферн, а иногда боибел-лотх («старший огам»). Он был связан с друидическим календарем, который начинался 1 ноября праздником Самхайн, когда собирали урожай и поклонялись предкам. 1 февраля отмечали «возвращение солнца» после зимней спячки. 1 мая, в день Бела, покровителя знаний, зажигали «майские огни» и молились о плодородии. И, наконец, 1 августа справляли Лугназад; в честь бога Луга проводилась ярмарка скота. Считалось, что в этот день много веков назад в Ирландии высадились Фир Болг – первая раса завоевателей страны. Можно предположить, что четыре айкме огамического алфавита – это 4 королевства ирландцев: Улад (север), Мунстер (юг), Лейнстер (восток) и Коннахт (запад), соединяющиеся в Миде (центре), где располагалась столица Тара (Темра).

МЛАДШИЙ ОГАМ. В 400 св. Патрик принес на остров христианство, которое поначалу вобрало в себя друидическое язычество. Лишь в 12 в. ирландская церковь (кульдейство) полностью вошла в русло католичества. Несмотря на существование огама, ирландская литература возникла только в 6 в. после введения латиницы (произведение «Диалог св. Патрика с Ойсином» – старейшее). В этот период возник новый календарь и новый порядок букв – бетхе-луис-ним («младший огам»): а – BLN – о – FSH – u – DTK – е – MGNgR – i. Этот алфавит приводится в книге «Огигии» Родерика О'Флаэтри, автора истории Ирландии от древнейших времен до 1684. Из малого огама исчезли две буквы «st/z» и «q». Характерно отсутствие в ирландском огаме буквы «п», которая появилась лишь в форфеде. В ирландском языке «p» перешла в «q», но этот звук сохранился в валлийском, корнском и бретонском языках. Сравните «четыре» по-ирландски cethir, а по-валлийски pedwar; «пять» – c?ic и pump соответственно. Некоторые знаки огама могли иметь другие формы: например, буквы m, ng, g, z, r иногда писались в виде косых черт, а графемы для гласных обозначались не линиями, а точками (см. Таб.1).
Буквы для согласных младшего огама отображали 13 месяцев нового календаря друидов. Пять гласных («изгибов бытия») служили для обозначения кварталов года, причем «а» обозначала нулевую точку отсчета, которая смыкается с «и» (подобно тому как круг соединяет собой начало и конец). Этот календарь известен по песням Эмергина «Сладкий котел пяти деревьев», 4-5 вв. В уже упоминавшейся «Книге Балимот» сказано: «Откуда же взяты образы и имена, изъясняемые буквами B, L и N? Они родом от веточки и ветвей дуба: ветви подсказали мысли, которые они выразили в звуках. От ствола дерева, как от самой благородной его части, было образовано семь главных образцов – семь гласных: А, О, U, Е, I, Еа, Оi... а затем было образовано три прочих, каковые прибавили в помощь первым семи по разные стороны линии: Ui, Ia, Ае... Ветви дерева служат образцом для всех веточек и ответвлений огамических линий, каковая господствует надо всеми». Огам часто представляется как прообраз Мирового Древа (Crann bethad). По ирландским легендам известна игра фидхел («Знание дерева»), придуманная чародеем Лугом. Центр доски означал столицу, а по сторонам находились 4 короля. Средневековый трактат «Auracept na n-?ces» содержит такую метафору: «На огам взбираются так же, как на дерево...»

Интересно, что даже после введения латиницы буквы абецедария продолжали называться именами деревьев, только t стала именоваться aiteand (утесником), o - gilcoch (ракитник), a - leam (вязом).
В памятнике ирландской литературы. связанной с традиционным правом, «Ученые слушания» огам представлен, как иерархическая система, поделенная на три части по 8 знаков: 8 вождей-деревьев Ocht n-airigh fedha (ольха, дуб, орех, виноград, плющ, терн), 8 крестьян-деревьев Ocht n-athaigh (береза, рябина, ива, ясень, боярышник, падуб, яблоня) и обычные кусты-деревья Ocht fidlosa. Согласно ирландскому закону (Irish Brehon Law IV.147) знаки огама и соответствующие им деревья делились на четыре категории ценности, что непосредственным образом отражалось на наказании за их вырубку. Метафорические характеристики деревьев содержится в валлийской поэме «Битва деревьев» (Cad Goddeu) из «Сказания о Талиесине»:
У меня было много обличий, Прежде чем появилось нынешнее...
Я был словом в книге, Я был книгой в начале.
Я был светом в лампаде...
Равнодушные барды делают вид Будто они чудовище с сотней голов
И прискорбным недовольством В глотке и на языке.
И еще одна битва внутри головы. Жаба, на лапках которой Сто когтей,
Пятнистая с капюшоном змея...
Я не предсказываю зла. Четырежды 20 колец дыма
Всем, кто унесет их с собой: И миллион ангелов
На острие моего ножа...
ОГАМЫ. В среде средневековых схоластов-тайнописцев были распространены вторичные варианты огамического письма, огамы, своеобразные криптограммы и магические диаграммы. Наиболее обычный для огама «растительный принцип» наречения букв иногда заменялся «рыбным» (по названию рыб), «минеральным», «птичьим» и т.д. Были известны (подобно рунам) колесообразные, птице-, древо- и холмовидные, а также церковные, цветные и некоторые другие огамы. Например, полосы могли заменяться точками |. – b , |.. – l, |... – f шифр Brec mor «великая точка», |. – b , |: – l и т.д. (шифр Brecor beo «живая точка»). Черты могли заменяться рогатинами < – m, << – g (шатровый огам, «щит-огам»; ogam airenach) или скобами («голова битвы»; cean imreasan):
] – a, ]] – o, ]]] – u.
С колесообразными огамами был знаком св. Колумкилле (Колумба; Chaluim Cille). Ирландцы издавна отличались одержимостью к изобретению замысловатых алфавитов. Согласно летописям, древнеирландские миссионеры располагали двумястами заранее подготовленными азбуками, чтобы дать их бесписьменным народам (есть гипотеза об ирландском влиянии на глаголицу и вязь славян).

Надписи на огаме впервые собрал и издал сэр С. Фергусон. Проблемами огамистики занимались Ю. О'Карри, выпустивший «Лекции по рукописным источникам», Ш. О'Донован, издавший «Ирландские буквы», Дж. Рис и Л.Дж. Д. Ричардсон, написавший «Мир Огама».

ОГАМ ПИКТОВ. Д. Дирингер указывает на некоторое отличие огамических знаков, обслуживавших загадочный язык пиктов (по-ирландски cruitni, по-валлийски prydyn; от этого названия полагают появился эпоним Британия). Пикты помечали некоторые огамические буквы связующими линиями, что могло косвенно указывать на более богатую фонологию пиктского языка. Племена пиктов обитали в северной Шотландии (Каледонии) к северу от Антониева вала, на Гебридских, Оркнейских и Шетландских о-вах. В Ирландии они населяли графства Антрим и Даун. Их этнический тип был неиндоевропейским (пикты могли послужить прототипом для уродливых фоморов кельтских саг). Сохранилось около 30 кратких пикто-огамических надписей 7-10 вв. К 12 в. пикты ассимилированы кельтами. Пикты были независимы с 3 в. до 761, до смерти короля Энгуса Макфергуса (Онуйста, сына Вургуйста). В 9 в. королевство скоттов Дал Риада, теснимое викингами, завоевало пиктские земли (страну Fortriu). Пиктами были герой ирландского эпоса Кухулин и знаменитый валлийский бард Талиесин, чье имя переводится с пиктского как «tali-esin» (прекрасный лицом). Талиесин – приемный внук пиктского короля Гвидно (миф о нем использовал А. Пушкин в «Сказке о царе Салтане»).
Кельты – первые индоевропейцы, заселившие Европу и отодвинутые германцами на периферию материка. В их культуре заметны следы глубокой архаики. В отличие от родственных языков кельты хуже остальных сохранили общие индоевропейские черты.

По устоявшейся псевдоисторической схеме, Ирландию завоевало несколько рас – Фир Болг («бешеные»), потомки Немеда («сакральные») и Племена Богини Дану. Первые поделили остров на пятины (c?iced) и установили царскую власть (rig). Их вожак Эохайд (или Конн Сто Битв, 2 в.) основал столицу Тару. Сакральным центром был Уснех. Появление огамического письма связывается с правлением Бреса или, возможно, Кримтана Ниа Найра.
Христианство стало доминировать в Ирландии со времен короля Лоэгайре Мак-Ниала, 5 в. Последняя волна завоевателей острова пришла из Испании вместе с сыновьями Миля (предков соврем иных ирландцев). Помимо нынешнего названия Ирландии – Эйре – существовали и другие эпонимы: Банба, Эриу, Фотла. Иногда летописцы выводят происхождение ирландской культуры из Древней Греции или даже крито-минойской и египетской цивилизации.

В Древней Ирландии возникла развитая языческая религия – друидизм, в которой главное место занимал поэт-прорицатель (друид); поэты рангом ниже – филиды, барды. Последний король-язычник Диармайт Мак-Кербайл, умерший в 561. После того как древняя столица Тара была проклята, королевский двор переехал на новое место. Уже с 6 в. Ирландия сделалась центром западной учености, из ее монастырских школ выходили проповедники христианства на материке; главным рассадником их был монастырьрь на о-ве Иона (? Chaluim Cille).
Влияние огама заметно в становящемся все популярнее международном штрих-коде (он наносится теперь на все товары и несет в себе разнообразную информацию.
Д. Дирингер не без основания считал, что огам наложил заметный отпечаток на формирование ирландского национального письма (Cl? gaelach) – латинского унициала (жирные вертикальные штрихи и еле заметные горизонтальные). С. Шкунаев упоминает исследователей, которые отмечали влияние восточного христианства (сирийского и коптского) на ирландскую культуру. Можно предположить, что и местная письменность была подвержена веяниям ориентализма. Своеобразную манеру нанесения огамических знаков, относительно базовой черты сравнивали с аналогичными приемами восточной каллиграфии (индийской, семитской и даже монгольской).
МИСТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ . Здесь в кавычки взяты куплеты песни Аморгена Глуингела, одной из древнейших в ирландской традиции (сага «Книга захватов Ирландии»). Перечисление семи или двенадцатикратных метафор было характерным для друидической поэзии. Сравните обороты «пята мудреца, стечение знания, где обнажается искусство, пуповина юноши, шлем поэзии» из саги «Immacalam in Da Thuarad» (Разговор двух мудрецов).
1. А ailm – серебристая ель. «Знание тайны дольмена. Поворот бытия, смерть-рождение, чрево каждого рождения». Самое мистическое дерево, от которого произошли все остальные буквы. Ель – символ храбрости, безрассудства, долголетия и надменности. Троянский конь был сделан из ели. Греки использовали еловые ветви для прорицания. Считалось, что еловый запах избавляет от чувства вины. Кельты верили, что в этот день рождается божественное дитя, знаменующее дух плодородия. Германцы отождествляли ель с огнем. По форме этого дерева была сделана первая пагода в Непале. (Иногда А ailim – вяз, жилище лесного народа feiri).
23.12
2. B beith – береза. «Олень в кроне о семи зубцах». Человеческое племя, изобретшее первый алфавит, произошло от береззы и ясеня. Береза – символ северных стран, тотем России, свет и чистота всякого начала. В Шотландии с березой ассоциировался покойник. Колыбели делали только из березы.
24.12.-21.01.
3. L luis – рябина. «Широкое наводнение на равнине». Рябина оберегала от колдовства, порчи, сглаза, злой воли, поэтому на ее древесине вырезали защитные знаки. Зернышки рябиновых ягод расположены точно крохотная пентаграмма, мощное охранительное знамение.
22.01.-18.02.
4. N nuin — ясень, пригодный для копий. «Ветер над глубокой водой». Символ возрождения и обновления. Викинги считали ясень Мировым Древом Иггдрасиль, обителью богов, по которому проходит космическая ось. Плоды ясеня напоминают связку ключей, открывающих дверь в будущее.
19.02.-18.03.
5. О ohn – шиповник (дрок, ракитник). «Расцвет мира, расцвет молодого на вершине холма. В дольмене солнце . Пламя каждой инициации.
21.03.
6. F fern – ольха, пригодная для щитов. «Светлая слеза солнца». На ольховых сваях, неподверженных гниению, построены Венеция и Ротердам. Подобно тису, ольха – «кровоточащее дерево» и рубить ее считалось грехом из-за боязни навлечь на свой дом пожар. Кельты считали ольху воплощением короля Врана («Ворона»), посетившего загробное царство. Его забальзамированная голова изрекала сильные пророчества. Зарытая в Лондоне, голова Врана хранила город от нашествий.
19.03.-15.04.
7. S saitle/sail – серебристая плакучая ива. «Ястреб на утесе». Податливость и гармония с окружающей средой и обстоятельствами. В ирландской поэме «Песнь лесных деревьев» сказано: «Не жги иву, дерево святое у поэтов». Ива – символ несчастной любви и скорби. Она наделена чарами против луны и ведьм, способна даровать красноречие. Евреи считали это дерево символом невежества. Использовалась в рабдомантии (жезлогадании) для отыскания кладов.
16.04.-13.05.
8. H huath – боярышник – майское дерево. «Цветок справедливости». Дерево плотской любви. Эта буква в огаме считалась ужасной, как напоминание о злой ведьме, разрушительном аспекте Трехликой богини. Сам боярышник слыл заколдованным растением и навлекал беду на тех, кто на него покусился. Чтобы задобрить дерево, к его ветвям привязывали полоски материи. Кельты считали его деревом принудительного целомудрия, ритуального полового воздержания. Боярышник – отец кельтского Олвена (аналога гоголевского Вия) с огромными ресницами, а также эмблема Гименея и Ричарда III Львиное Сердце.
14.05.-10.06.
9. U ui/un – вереск болотный. Пикты умели делать вересковый мед. Вереск воплощал в себе страсть и любовь и считался королевой каждого улья и поворотом года.
24.06.
10. D duir – дуб судьбоносный. «Бог, чья голова увенчана огненной короной». Самое могучее дерево, посвященное громовержцу Дагде или Таранису (аналогу Тора, Перуна и Зевса), хозяину котла изобилия. В этот месяц праздновался Самхайн (день урожая). Спутники Дагды – богини войны и разрушения Мор-ригу, Бодб. На дубе распято оскопленное солнечное божество под личиной омеллы, но ему суждено возродиться (см. Рис. 3). Дуб, увитый золотой ветвью омеллы – архетип друидической религии, послуживший источником т.н. «кельтскому кресту» (круг на кресте). Из дуба сделана палица Дагды и мачта корабля аргонавтов. Под дубом творил свои чары волшебник Мерлин. С этим деревом связано происхождение человеческого рода.
11.06.-8.07.
11. Т taine – падуб остролистный, или остролист. «Копье ведущее в сражение». Олицетворяет равновесие. Его древесина похожа на слоновую кость. Символ смерти и возрождения зимой. Противник Гевейна (из сказаний о короле Артуре), Зеленый рыцарь – ипостась остролиста и самой зимы.
9.07.-5.06.
12. C coil – орешник. «Лосось мудрости в реке». В потустороннем мире Тир Тайрнгире у водопада Сегайс росли девять орешин, в которых был заключен дар поэзии. Падая в воду, орехи вызывали «пузыри мудрости». Раз в 7 лет эти орехи выносило в р. Войн. Сок орехов, которые поедали лососи, окрашивал их брюхо в красный цвет. Считалось, что в легендарном лососе мудрости, одноглазом Гол Эсса Руаду (которому покровительствовал сам Дагда) спрятан огонь. Сравните скандинавскую легенду о том, как Один отдал свой глаз за глоток из источника мудрости. Лосось -эмблема Фина, съевшего эту преисполненную тайн рыбу. Считалось, что в лосося превращен Финтан – последний из ирландских аборигенов.
6.08.-2.09.
14. М muinn – виноградная лоза. «Холм, с которого говорят поэты. Вино, как опьяняющий напиток, отождествлялось с человечьей кровью еще в хеттских текстах. Связано с оргиалистическим культом Диониса, растерзанного вакханками.
3.09.-30.09.
15.G gort – плющ. «Свирепый вепрь». Ядовитый плющ, сторонящийся света – символ бессмертия и привязанности, растение Аполлона (Мак Ока).
1.10.-28.10.
16.Ng ngental – тростник, символ послушания. «Угрожающий шум прибоя». Пустотелый тростник, считалось, скрывал огонь и музыку. В нем Прометей похищает огонь, из него Пан мастерит флейту, вселяющую необъяснимый страх. Ацтекский Тескатлипока видит через тростник скрытое. В поэзии тростник -вместилище человеческой души. Паскаль называл человека «мыслящим тростником».
29.10.-25.11.
17.R ruis – бузина (существует также неясный дрионим greif). «Волна в океане». Дерево великой колдовской силы, пригодное для изготовления дудок. Дерево скандинавской Фрейи. На его прутьях летали ведьмы. Символ сострадания и конца, заложенного в любом начале.
26.11-22.12.
13. Е eadha/edaz – белый тополь, или тополь осинообразный (эта буква идет вслед за C и перед M). Возраст и дух, щит для каждого воина.
23.09.
18. I iodha/ida/iar – тис, самое долговечное дерево Европы. Смерть и вечность. Колесо судьбы, могила каждой смерти и ворота надежды. Дверь в запредельный мир. Символ мрачной Гекаты и скорби. Ирландцы считали, что в тисовом древе обитает ядовитый человек Фер Фи.
21-22.12.
Буквы из Старшего огама.
Q quert – яблоня (иногда осина или рябина), круглый плод которой знаменует вечную жизнь. Молодильные яблоки хранила скандинавская Идунн. Сравните также выражения «яблоко раздора», «запретный плод с дерева познания Добра и Зла». В кельтских сагах Авалон – яблоневый остров в виде стеклянной башни на Севере – олицетворяет потусторонний мир. Туда смертельно раненого Артура отнесла фея Моргана. Иногда Авалон соотносят с о. Мэн, где правит бог-рыбалов, хранитель золотой чаши Грааля Маннанан. Загробное яблоневое поле Ахад-Абла переносилось и на Аранские о-ва.
P pethbol – валийское название калины (валлийский вариант буквы Q), самый таинственный знак огама.
St/z staif/draighean – терн, зимнее дерево, карающий бич, распря. Жезл из терна атрибут колдунов. Колючками терна протыкали восковые куклы «волоты», двойники, обреченного на смерть человека. Терновым шипом усыплена скандинавская валькирия Сигрдрива. Колючий венок из терна -корона страдающего Христа. Сравните афоризм «Через тернии к звездам».
Буквы форфеды.
Ea eabhaz – осина, трепещущая от избытка жизни, говорящее дерево, олицетворяющее мудрость. Венок из осиновых листьев одевал Геракл, спускаясь в Аид. На осине повесился Иуда Предатель. Осиновым колом убивали упыря. Проклятое дерево. Крест казни Иисуса был сделан из осины.
Оi oir – бересклет.
Ui uinlean – жимолость, связанная с любовной магией. Зелье из жимолости вызвало страстную и роковую любовь Тристана к Изольде.
Io ifin – крыжовник.
Аe amancholl – колдовской орешник, знак Пина, покровителя божественной сосны.



•Лит.:
Дирингер Д., Алфавит; Огам // Лингвистический энциклопедический словарь; Руны, М., 1998; Огма // Мифологический словарь, М., 1991; Степанов Ю.С., Проскурин С.Г., Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверия, М., 1993; Предания и мифы средневековой Ирландии, М., 1991; Калыгин В.П., Язык древнейшей ирландской поэзии, М., 1986; Королев А. А., Древнейшие памятники ирландского языка, М., 1984; Ирландский язык // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб, 1894, т.XIII; История лингвистических учений Средневековой Европы, Л., 1985; Ирландские саги, М.-Л., 1961; Ирландские легенды и сказания, М., 1960; Широкова Н.С., Кельтские друиды, Л., 1984.
Ссылки:
http://www.evertype....og/ogmharc.htmlThe Ogam scales of the Book of Ballymote
http://www.proel.org...abetos/irlandesПамятники
Алфавит деревьев // Роберт Грейвс, Белая богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии
(
http://www.drui.ru/c...iew/190/39/1/0/)
Дуглас Монро, Утерянные книги Мерлина. Друидическая магия времен Артура
(
http://www.drui.ru/c...nt/view/141/39/)
Дуглас Монро, Двадцать один урок Мерлина. Магические знания друидов
(
http://www.drui.ru/c...nt/view/142/39/)
Источник
http://www.rbardalzo....ru/4/ogam.html